четверг, 25 апреля 2013 г.

Как избавиться от чувства вины - часть 1

За последнее время я получила много приятных комментариев относительно статьей, которые выбираю для публикации. Спасибо вам! Так как это дает уверенность, что вы не проходите мимо,  а с интересом читаете до конца.

Сегодня хочу предложить прочесть часть статьи, которая взята из книги "Эффективное еврейское воспитание". Это рекомендации родителям, как избавиться от чувства вины.


Автор Мирьям Леви 

"Некоторые из нас стремятся к совершенству. А всякое несовершенство в себе мы воспринимаем как промах и неудачу и доказательство нашего ничтожества. Часто мы так же критичны по отношению к себе, как и к своим детям, не давая себе в этом отношении никаких поблажек.

Наше самоедство может зайти так далеко, что мы будем копаться в себе целыми днями, отыскивая различные недостатки и обвиняя себя во всем, а кончится это тем, что мы будет чувствовать себя подавленными, униженными и несчастными. «Почему я всегда кричу на моих детей?», «Я не должен быть таким требовательным!», «Почему я не могу быть терпеливее и разумнее?», «Почему я так легко разочаровываюсь и расстраиваюсь?», «Я не должен быть таким критичным!», «Нужно уделять детям больше внимания». 

Так мы создаем внутри себя критика, которого невозможно удовлетворить. Он всегда рядом с нами, готовый придраться к любому нашему промаху, ко всякой ошибке и осудить нас: «Посмотри, какой ты плохой!», «Ты опять неправильно поступил!», «Снова ошибка!», «Зачем ты это сделал?», «Ты никогда не переменишься!»

Когда родители осознают вред своего гнева и других промахов, их расстройство и критика становятся еще острее. Они спрашивают себя: «Почему я продолжаю так поступать? Зачем я порчу этим отношения с собственными детьми?»

Самый мудрый из людей сказал: «Нет праведника на земле, который бы всегда поступал хорошо и никогда не сделал плохого». Никто не может достичь совершенства. Поэтому никто не может и настаивать на том, чтобы мы как родители никогда не допускали ошибок или неправильных поступков.

Интересно, что нигде в Торе мы не находим требования быть совершенными. Наоборот, наши мудрецы учили нас противоположному: «Не обязан ты закончить работу, но не можешь ее и бросить». От нас требуется приложить все возможные усилия, чтобы исполнить свои обязанности, но преуспеть в этом от нас не требуется. 

Когда мы осуждаем своих детей за их несовершенство, мы требуем от них совершенства, и это вызывает наш гнев. И когда мы осуждаем себя за то, что мы несовершенны как родители, мы также настаиваем на том, что должны быть безупречны, и это порождает у нас чувство вины. Таким образом, чувство вины — это тот же гнев, но направленный внутрь, на самих себя. Мы поражены излишним раскаянием и болью из-за наших ошибок.

ТШУВА (раскаяние). МЕТОД ТОРЫ ИСПРАВЛЯТЬ НЕСОВЕРШЕНСТВО

В нашей жизни есть место сожалению и раскаянию. Это здоровые, конструктивные чувства, но лишь в том случае, если 1) они являются реакцией на действительно плохой поступок и 2) если эти переживания приводят к тому, что плохие поступки больше не повторяются. Это определяет тшуву, механизм Торы для исправления поведения.

Раби Вассерман сравнивал раскаяние с механизмом очищения: «Если бы не было чистки, приходилось бы носить одежду, пока она не станет совсем грязной, а потом ее нужно было бы просто выкидывать». Самоосуждение подобно выбрасыванию одежды; а раскаяние удаляет пятна.

Многие думают, что от нас требуется раскаиваться только в активных нарушениях вроде воровства. Но это ошибка. Рамбам пишет, что мы должны делать тшуву (раскаяние) и за гнев, ревность и другие плохие черты характера. Избавиться от них, когда они уже укоренились, гораздо труднее.

Сделает ли человек тшуву (раскаяние) зависит от его умения делать выбор. Концепция данной Б-гом свободы выбора, свободы воли (хофеш бхира) — основа еврейской традиции. Однако многие соглашаются с этим принципом только на словах, в теории, считая себя неспособными реализовать его на практике. Они верят, что наследственность или влияние окружения делают выбор практически невозможным. 

Никто не отрицает их огромного влияния на наше прежнее поведение. Но согласно взгляду когнитивной психологии, они продолжают воздействовать на наше поведение сегодня только потому, что мы по-прежнему внушаем себе те же верования и мыслительные штампы, которые раньше формировали наше поведение. Эти верования и штампы мышления в значительной мере иррациональны. Они развились у нас в детстве в результате той интерпретации событий нашей жизни, которую мы давали в то время. Однако сегодня мы способны воспринять новые, более сознательные интерпретации. Так мы можем освободиться от влияний прошлого.

Конечно, это нелегко. Наши мысли, «внутренние диалоги» обычно быстры и автоматичны. Требуются усилия и практика, чтобы осознать их и идентифицировать. Хотя мы можем постоянно работать над тем, чтобы изменить свой образ мышления, иногда привычные стереотипы будут проскальзывать несмотря на все наши усилия. Из-за этих трудностей мы вряд ли сумеем совершенно избавиться от влияний прошлого. И хотя в принципе мы контролируем наше поведение и свободно можем переменить его в любой момент, на практике эта свобода часто ограничена.

В статье о тшуве (раскаянии)  раби Йехиэль Шлезингер описывает правильную последовательность исправления отрицательных качеств характера. Он объясняет, что трудность тшувы (раскаяния), исправления этих качеств, проистекает оттого, что мы идем неправильным путем. В тшуве (раскаянии), связанной с единичным плохим поступком, сожаление предшествует исправлению. А при исправлении устоявшихся плохих привычек исправление предшествует сожалению. 

Этот порядок описывает пророк: «Когда вернусь, я буду жалеть». Смысл его слов разъясняют Рамбам и рабейну Иона. Совершая тшуву (раскаяние) в неправильном порядке, можно до такой степени переполниться — сознанием своих грехов и проступков и впасть от этого в такую боль и тоску, что изменение станет казаться человеку совершенно невозможным. Иными словами, если у человека есть какая-то застарелая плохая привычка, он не поверит, что может от нее избавиться, пока действительно себя не улучшит.

Основатель движения за нравственное самосовершенствование (Мусар) раби Исраэль из Саланта говорит, что путь изменения характера долог, тяжел и полон препятствий. Хорошо известно его высказывание: «Легче прочесть весь Талмуд, чем изменить хотя бы одно свое качество». Он учит, что нужно сознавать, что на пути исправления неизбежно бывают сбои. Совершенствование человека всегда занимает много времени. Если мы пытаемся форсировать процесс изменения, мы легко можем пережить разочарование, потерять присутствие духа и прекратить свои усилия.

КЛЕВЕТА НА СЕБЯ ПРЕПЯТСТВУЕТ ПЕРЕМЕНЕ

Когда мы сознаем, что у нас есть плохие качества, мы должны делать тшуву (раскаяние). Но это не означает бесконечных сожалений и резких нападок на себя. Мишна учит: «Не считай себя грешником». Правильная тшува (раскаяние) вызывает здоровое и благотворное чувство вины, но в ней нет места для болезненных переживаний и неконструктивных чувств.

Самоосуждение вызывает вера, что за плохой поступок мы должны расплатиться, пострадать. Но в страданиях, которым подвергает себя человек, нет никакой пользы. Наоборот, клевета на себя часто является основным фактором, который побуждает человека повторять то, что он бы хотел изменить.

Рамбам, комментируя вышеприведенную мишну, говорит, что если человек о себе невысокого мнения, он немного от себя и ждет и поэтому вынужден вести себя в соответствии со своими низкими ожиданиями.

Кроме того, для тшувы (раскаяния) требуется очень высокий уровень энергии. А самообвинения направляют нашу энергию по неконструктивным каналам, что делает изменение еще более трудным. Как указывает рабейну Иона, плохое представление о себе ведет к чувству безнадежности, а это основное препятствие для настоящего раскаяния. Поэтому всякие попытки улучшить наше поведение должны начаться с отказа от умаления своих достоинств, от пренебрежительного отношения к самому себе.

ОЦЕНИВАЙТЕ ТОЛЬКО ПОВЕДЕНИЕ

Комплекс неполноценности начинается с того, что мы говорим себе, что наш плохой поступок свидетельствует о том, что мы плохие. Поэтому если мы хотим достичь успеха в своей тшуве (раскаянии) , мы должны перестать умалять свои достоинства и считать себя плохими из-за нашего плохого поведения.

Мы оцениваем себя, чтобы доказать нашу ценность самим себе и другим. Мы боремся за то, чтобы избежать ошибок, чтобы достичь высокого рейтинга. Если мы воспитываем детей хорошо, мы оцениваем себя высоко. А если плохо — даем себе низкую оценку. Плохое поведение наших детей также способствует нашей низкой самооценке. Мы рассуждаем так: «Если бы я все делал как полагается, то и дети мои вели бы себя совершенно правильно». Поэтому мы осуждаем себя как плохих родителей, если наши дети нехорошо себя ведут.

Такое стремление к совершенству, чтобы доказать свою ценность, разрушительно и нецелесообразно. Лучше отказаться от глобальной самооценки и сосредоточиться на конкретных качествах и своем поведении. «Я повела себя плохо», а не «Я плохая мать»; «У меня есть плохая привычка раздражаться и впадать в гнев», а не «Я плохая, потому что я легко раздражаюсь». Мы опять должны разделять действие и того, кто его совершает. Когда мы перестанем считать себя плохими из-за своего неправильного поведения, мы больше не будем переживать это разрушительное чувство вины.

Изменить эти неверные установки — главное для того, чтобы избавиться от вредной недооценки самих себя. Такие высказывания, как «Я был просто совершенным идиотом, когда я…» или «Никто бы не повел себя так эгоистично, чтобы…», неприемлемы и являются примерами низкой самооценки. 

Негативный взгляд на самих себя заставляет нас верить, что мы всегда будем вести себя подобным образом, и придает новые силы тому поведению, которое мы хотели бы изменить. Избирая более объективный, менее осуждающий язык, как, например, «Это не подходило к случаю», или «Лучше было бы…», или «Я повел себя не самым лучшим образом», мы будем менее склонны осуждать себя. 

Ударение следует сделать на принятии себя вместе с признанием, что мы можем поступать лучше. Вместо того, чтобы говорить: «Как ужасно, что я рассердилась!», скажите себе: «Нецелесообразно было сердиться; в следующий раз я постараюсь лучше контролировать себя». Вместо того, чтобы говорить «Я должна быть более терпеливой!», думайте: «Я была нетерпеливой, но я постараюсь исправиться и стать лучше».

Когда мы сделали этот шаг, мы должны сосредоточиться на любой иррациональности в наших утверждениях. К примеру, «Я должен быть более терпеливым!» часто предполагает преувеличенные ожидания. Чтобы быть всегда терпеливыми, мы должны быть ангелами.

Нужно поставить под сомнение и такие высказывания, как «Почему я всегда кричу на своих детей?» Это явное преувеличение, ведь не бывает, чтобы кто-нибудь из родителей всегда кричал на детей.

А нередко мы жестоко критикуем себя, когда не сделали ничего плохого. К примеру, называя себя придирой, хотя действовали в интересах детей. Некоторые постоянно за что-нибудь считают себя виноватыми. Что бы они ни делали, это никогда им не кажется правильным или достаточным. Если мы были строги, мы будем считать, что нужно быть снисходительнее. А если были снисходительны, будем считать, что нужно было вести себя построже. 

Если у вас такая привычка, спросите себя в следующий раз, когда почувствуете себя виноватыми: «А действительно ли я что-то сделал неправильно?» И если так, делайте за это тшуву (раскаяние). Но если вы на самом деле не были виноваты, то с какой стати чувствовать себя таковым?

Еще один источник низкой самооценки и клеветы на себя — сравнение. Некоторые матери постоянно сравнивают себя с другими матерями, оценивая, как те поступают в подобной ситуации. И когда они видят, что соседка поступила лучше, они говорят: «Она как мать лучше меня».

Вредно сравнивать себя с другими и давать себе в результате оценку. Конечно, можно учиться у других и перенимать их правильное поведение. Но такое обучение на чужих примерах эффективно, только если мы прежде всего воздерживаемся от всех сравнений.

Однако если мы высоко себя ценим, это не исключает возможности низкой самооценки. Если наша самооценка взлетает от неких удач, она неизбежно падает от плохих показателей. Единственное решение проблемы низкой самооценки — полный отказ от всяких самооценок.

Мы не должны думать о том, чего действительно стоим. Никто не способен определить себя, свою истинную ценность; это следует оставить Б-гу. Для нас достаточно знать, что у каждого есть огромный потенциал благодаря тому, что он был создан по образу Б-га. И наши мудрецы поэтому говорят, что человек должен постоянно говорить самому себе: «Мир создан для меня».

Продолжение статьи тут.

Желаю всем душевного мира!

Другие статьи можете найти на страничке Читаю

24 комментария:

  1. Большое спасибо за статью, очень внимательно ее прочитала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, очень рада, что статья понравилась.
      Спасибо за комментарий!

      Удалить
  2. Анонимный25.4.13

    Это так правильно и так верно не оценивать себя и не сравнивать с другими, хотя и очень сложно так поступать. Самосовершенствование - это необходимость для современного человека, а самобичевание никогда вперед не поведет.
    Леночка, спасибо, еще одна твоя статья заставила подумать о важном!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ируська, спасибо! Ты мой верный читатель и друг:)
      ты знаешь, я думаю, что современный человек так занят погоней за идеалом, что совершенно запутался, что такое истинный мир и гармония.

      а относительно самобичевания, то оно исходит из язычества - ведь там было да и сейчас приятно все делать из за страха, например из-за страха попасть в Ад и т.д.
      поэтому безусловно этот путь ведет, как раз в тот самый Ад, но только он начинается уже тут, на земле.

      Удалить
    2. Анонимный25.4.13

      И снова ты права, насчет самобичевания.
      А вот стремление к идеалу - это не есть плохо, главное не переборщить и почаще по сторонам оглядываться, на людей которые рядом, или просто которым нужна помощь, не за "спасибо" и публичные воспевания правильного поступка, а чтобы людям вокруг было хорошо, ведь если окружающим нас хорошо - то и нам тоже.

      Удалить
    3. стремление к идеалу - это не плохо, главное поставить правильные приоритеты:)
      и ты права - семья и близкие - это самое главное в жизни!

      Удалить
    4. Анонимный26.4.13

      )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
      жду вторую часть статьи)))

      Удалить
  3. Твой бложиг пропитан гармонией и спокойствием, заходишь к тебе после суетного дня и все -все шапочка, статьи приводят меня в уравновешенное состояние.Как ты это передаешь на расстоянии -загадка.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо тебе огромное! даже не ожидала получить такой комментарий.

      может потому что стараюсь такой мир сохранять у себя внутри и поэтому он передается на расстоянии:)и мне это доставляет огромную радость!

      Удалить
  4. Оленка, привет, дорогая! Спасибо огромное, недавно, наверное на той неделе в поисковике набивала: как избавиться от чувства вины (это правда!) и вот ты уже пишешь об этом... спасибо тебе за то, что в этом безумном мире пытаешься нас сделать счастливыми, уравновешенными, даришь ощущение умиротворения)))
    Оленка, а еще у меня адрес блога сменился, раз уж я у тебя в гостях, оповещу заодно )) http://nataliamalysheva.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Натусик, привет, моя хорошая!
      Это тебе спасибо - очень люблю твои комментарии в них всегда чувствуется искренность и открытость!

      Просто невероятно относительно поисковика:) знаешь, если у тебя еще возникнут какие-то вопросы, то можешь писать сразу мне на почту, может смогу подбодрить или поддержать (domahozyushka(собачка)yandex.ru)

      представляешь мне вчера подобный комментарий написали на другую статью. ты не представляешь, как я рада, что статьи начинают получать отдачу.
      Ведь в жизни ничего не бывает случайно.
      Вот даже, статьи я печатаю только тогда, когда приходит внутреннее чувство - именно сегодня нужно разместить именно эту статью. Захожу на свой сайт (он закрытый) я там за 2 года насобирала много богатства:) и с преогромным удовольствием перечитываю, а внутри что-то говорит - вот это размещай!

      Вот вчера вначале хотела разместить статью "Многодетная мама - бояться этого или стремиться к этому?" но потом пришло понимание, что нет не сейчас.
      Вот так у меня происходит процесс размещения:)

      А мы представляешь сегодня утром вспоминали о тебе и думали, почему ты фамилию изменила? признавайся:)

      Удалить
    2. Оленка, я тебе признаюсь на почту! )))

      Удалить
    3. жду с нетерпением:)))

      Удалить
  5. Леночка, спасибо большое, мне было интересно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валюша, я так рада, что статья понравилась!

      Удалить
  6. Спасибо, очень интересно ))

    ОтветитьУдалить
  7. Оленка,огромное спасибо за статью!Интересно!

    ОтветитьУдалить
  8. Лора и Ксеничка, спасибо, мои хорошие!

    ОтветитьУдалить
  9. Интересная статья, заставляет задуматься, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, очень рада, что статья тебе понравилась!

      Удалить
  10. Спасибо за статью! Мне некоторые моменты очень важны! :)
    Приглашаю к себе на конфетку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксаночка, очень рада, что статья оказалась для тебя интересной и полезной.
      Спасибо за приглашение!

      Удалить
  11. такое ощущение, что с меня списывали))), я вот часто думаю что зря ругаю. очень интересная статья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)))
      Таня, рада, что статья понравилась!

      Удалить

Спасибо огромное за Ваши комментарии!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...