пятница, 8 февраля 2013 г.

Куда мы идем? или Две модели мира

Вчера в одном блоге прочла пост под названием "Давайте творить добро!!!" там был стих в котором говорилось о том, как старенькая и одинокая бабушка не могла купить себе лекарства, потому что не было денег, а все проходили мимо и не замечали ее слез, только одна женщина остановилась и помогла ей.

И прочитав это, захотелось поделиться с вами теми статьями, которые мы с Мужем любим перечитывать время от времени; чтобы наши сердца всегда оставались мягкими и чуткими к чужой боли, что бы случайно не пройти мимо, когда кто-то очень нуждается в нашей помощи.
Куда мы идем?

"Парадокс нашей эпохи в истории в том, что
дома наши стали больше, а терпения меньше;
дороги стали шире, а взгляды уже;
мы тратим больше, а имеем меньше;
покупаем мы больше, а радуемся этому меньше.

У нас больше пространства дома и меньше семьи;
больше удобств и меньше времени; 
у нас больше степеней и меньше здравого смысла; 
больше знаний и меньше понятий; 
у нас больше специалистов, но и больше проблем; 
лучше медицина и меньше здоровья. 

Мы умножили наше имущество, но потеряли ценности. 
Мы говорим слишком много, любим других намного меньше и слишком часто ненавидим.
Мы научились зарабатывать на жизнь, но не научились жить. 
Мы прибавляем годы к жизни, но не жизнь годам. 
Мы долетели до Луны и обратно, но нам трудно перейти через дорогу, что бы зайти к новому соседу.

Мы победили внешнее, но не внутреннее пространство. 
Мы очистили воздух, но загрязнили душу. 
Мы расщепили атом, но не наши предрассудки. 
У нас выше доход и ниже мораль. 

Сейчас двое приносят доход, но чаще разводятся; и украшенные дома разрушаются. 
Это время, когда многое напоказ, но внутри ничего нет. 
Мы достигаем количества и теряем качество.
Мы идем в никуда.»


Отрывок из книги "Нежданные встречи" Арье Каплан
Современное общество справедливо характеризуется как общество людей, стремящихся сделать карьеру и завоевать определенное общественное положение. Быть на уровне каких-нибудь Джонсов - недостаточно, нам необходимо их превзойти. Мы живем в постоянном страхе быть отвергнутыми теми общественными группами, которые мы считаем "правильными", и холодеем от ужаса при мысли о слиянии с "неправильной!" толпой. Нам нужно, что бы мир знал: мы пришли!

Мы не всегда осознаем, что наши усилия в огромной степени направлены на то, что бы окружить себя символами своего общественного положения. Мы надеемся, что обладание этими символами повлияет на тех, чье мнение нам небезразлично, и ожидаем что наше материальное благосостояние создаст определенную дистанцию между нами и теми, кого мы считаем ниже себя.

У нас должен быть дом в подобающем квартале, мы должны сидеть за рулем подобающей машины, пользоваться подобающими кредитным карточками и принадлежать к подобающим организациям. Из-за этого непрерывного состязания мы находимся под постоянным давлением; оно изматывает нас.

Наиболее вероятно, что в результате этого бесконечного процесса человек окажется растерянным и испуганным, ибо эта жажда общественного "соответствия" неутолима. Человек будет постоянно испытывать  финансовое напряжение, пытаясь окружить себя видимыми атрибутами того социального статуса, которого он надеется достичь.

Его постоянно будут подстегивать средства массовой информации - телевидение, газеты и радио с их коммерческой рекламой, адресованной как раз таким, как он, и извлекающей выгоду из его стремления удовлетворить свои неуклонно растущие материальные потребности.

Прежние поколения, в сущности, не знали этой вечной погони за социальным успехом. Каждый знал свое место в обществе и был этим местом доволен. Сын каменщика знал, что он тоже будет каменщиком; сыну фермера тоже предстояло возделывать землю. Ныне каждый из нас стремится превзойти своего отца, и то, что было вполне хорошо для нас в годы нашей юности, уже недостаточно хорошо для наших детей.

Все это было бы достойно восхищения, когда бы не вело, в конечном счете, к социальному самоубийству. Стремясь возвысится над социальным статусом наших отцов, мы нередко делаем все возможное, чтобы позабыть о них вовсе. Мы тщетно пытаемся отрешиться от всего, что могло бы напоминать о них...

В мире глубокого материализма не остается места для Божественного, для духовного, для простой естественной красоты. Почти не остается места и для веры, для святости, для истины..."
стих Давида Воробьёва
Было время, не хватало хлеба, 
голод был, и трудно было жить. 
Лишь одна была проблема 
как бы где бы хлеба раздобыть? 

И казалось счастье в хлебе скрыто.
Будет хлеб не надо ничего. 
Тот, кто очень долго не был сытым, 
знает тайну счастья своего. 

Так казалось, но проблема эта 
не стучится больше в каждый дом. 
Голод? он и есть, быть может, где-то, 
только нам он многим не знаком. 

Ну, так что же счастье засияло? 
Соры, распи не калечат жизнь? 
Может быть, разводов меньше стало, 
от того, что деньги в доме есть? 

В доме хлеб, и многое имея: 
гарнитуры, люстры и хрусталь, 
человек не сделался добрее. 
Человек счастливее не стал. 

И ему бывает очень тесно. 
Средь вещей в искусственном раю. 
Человеку нужен хлеб небесный, 
что бы душу напитать свою... 

Автор Реувен Пятигорский
Две модели мира

Один человек живет в мире людей. Другой человек живет в мире Б‑га.

Понимать это надо следующим образом: один человек живет в мире, который ежесекундно делается людьми; другой человек живет в мире, который сделан Б‑гом.

Предлагается самое короткое и поверхностное размышление на эту тему.

Первый человек живет в мире людей, которых он наделяет свойством быть причиной всем его личным достижениям и бедам. Всем его неудовольствиям и воззрениям, симпатиям и разочарованиям. Он живет в мире людей, которые его окружают, и никого, кроме них, он вокруг не видит. Как в тесном лесу. Причем в этом, придуманном им лесном мире он сам – только один из многих, один из стволов. И ему надо не столько жить, сколько выжить, не выходя из леса.

Сам он может быть полным атеистом, и тогда Б‑гу в его мире делать нечего. При этом – и без приказаний Б‑га – он вполне может любить людей. А может их ненавидеть. Или относиться к ним как-то усредненно.

А может быть и верующим. Тогда Б‑г – всего лишь один из персонажей его мира. Пусть даже, наделенный несколько повышенными возможностями – как бессмертные олимпийцы у греков. С таким Б‑гом можно считаться, а можно убрать Его с глаз долой, договорившись – когда и где с ним в дальнейшем пересекаться. Но и при этом любовь нашего героя к людям ничем божественным не обусловлена. Т.е., для человека, живущего в мире людей, любовь к людям необязательна. Она всего лишь его договор с собственной совестью, или, что примерно то же самое, общественный договор. Всего лишь пункт из Декларации союза "лесных братьев".

Кстати, человек, живущий в мире людей, вполне может любить Б‑га. Может даже любить Его больше людей. Но он все равно зависит от людей больше, чем от Б‑га, и тут ничего не поделаешь. А если он не любит людей, то Б‑г для него и вовсе вторичен, даже если сам он будет утверждать обратное. 
Многие считают, что, поскольку Б‑г добрый, на Него можно злиться, а иногда и покрикивать. Рассуждают так: ведь не убил же Он нас за наши крики в прошлом – значит, не убьет и впредь.
Кстати, тут можно обнаружить один из ответов на вопрос: почему Йосеф (Иосиф), схваченный женой Потифара, – для того чтобы уйти от нее, заставил себя увидеть образ своего отца, Яакова? Увидел бы сразу некий образ Всевышнего! По крайней мере, так записал в своих Теилим (Псалмах) (16:8) царь Давид: "Ставлю Всевышнего всегда перед собой". – Оказывается, такое поведение едва ли возможно. Для него надо достичь уровня Давида, т.е. быть полным праведником. 

Почему? Потому что псалмопевец сказал, что ставить Его перед собой надо в силу собственного страха перед Судом. Судью надо видеть перед собой! Он Царь, творящий дин, строгий закон! Но большинство землян ставит перед собой мягкого и всепрощающего Отца, Который творит рахамим, милосердие.

Живущий в мире людей ставит в центр мира себя. Хотя и обманывает себя тем, что он, будто бы, поставил в центре своего Б-га, если он объявил себя неатеистом. (При этом будет вполне искренне соблюдать положенные ритуалы. И даже вопреки людям. – Очень смелая вера!)

Ах да, еще одно важное свойство. Человек, живущий в мире людей, постоянно находится с ними во внутреннем диалоге. Он вечно доказывает им свою правоту, отвергает их доводы, бегает и бегает по кругу своей позиции. То, что это никакой не диалог, а нескончаемый монолог, он не видит, продолжая верить, будто реплики оппонента он тоже слышит, но это самообман.

В то время как человек, живущий в мире Б‑га, не может не любить людей.

Во-первых, ему заповедано!

Во-вторых, он не требователен к ним, не демонизирует их и не видит в них причину зла – именно в силу того, что они для него – часть проявляющего Себя Б‑га.

Более того, любить людей – это и называется, жить в мире Б‑га. Ибо только в таком мире любовь обязательна и не зависит от нашего настроения или точки зрения.

Что касается диалога, то человек из мира Б‑га беседует постоянно, в любом случае и по любому поводу – с одним Б‑гом.
Вывод: любить надо людей, а жить – в мире Б‑га.

Крепко Всех обнимаю и хороших Вам и Вашим близким выходных!

Другие статьи можете найти на страничке Читаю

19 комментариев:

  1. Оленка,спасибо большое!Почитала с удовольствием))
    Читаю и хочется быть еще добрее.
    Я недавно одного старика увидела на середине проезжей части,он не мог поднять ногу и перешагнуть через бордюр,я побежала к нему и помогла дойти до дома.Но многие шли мимо и никто ему не помог.И еще один случай который меня просто потряс - где-то 3 года назад я пошла с младшим сынулей и дочей к врачу(он очень боится врачей)Вообщем после того,как мы вышли,сыночек упал в обморок,я его поймала(еще и дочка на руках была),я так испугалась,начала кричать - помогите!помогите!Рядом стоял мужчина,разговаривал по телефону,он это все видел и отвернулся,еще проходили две женщины и сказали мне - водой надо поить ребенка!И тоже прошли мимо.Я плача и крича начала тащить его обратно в поликлиннику(дочка испугалась и начала плакать)И никто мне не помог!
    Только один мужчина,который издалека все это увидел и бежал ко мне,он поднял ему ноги наверх и мой сынуля пришел в себя.Он его взял на руки и отнес к врачу.Там правда он еще два раза падал в обморок.Как потом оказалось - это от страха.Что я пережила за эти пару минут,я чуть с ума не сошла.Я бы никогда не прошла мимо!
    Моя тетя месяц назад упала и сломала руку и никто не помог ей подняться.Но я все равно верю,что добрых людей бльше чем равнодушных и злых!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксеничка, спасибо огромное за комментарий!
      У меня слезы подступили...

      Никогда не могла понять, почему люди иногда бояться делать добро?
      Думаю, что все исходит из семьи, когда дети видят доброту своих родителей по отношению к другим людям, тогда и они сами не смогут поступать по другому.

      Как же хочется быть еще добрее!

      Удалить
    2. И еще, я, тоже, верю, что добрых людей больше, просто о них говорят меньше.

      Удалить
    3. Мне бы вот еще научиться прощать,а то с этим у меня пока не очень))

      Удалить
    4. Вы хорошие родители, что о добрых поступках не только говорите, но и показываете, что это значит!

      Да, прощать очень сложно, особенно прощать безразличие к беспомощности.
      А нам, женщинам, у которых чувствительность зашкаливает, особенно сложно...
      Но, будем учиться:)

      Есть хорошая статья Арье Кацина "Умеете ли вы прощать?". Приведу небольшой отрывок из этой статьи:

      "– Я не умею прощать, — сказал мне знакомый, после того как я посоветовал ему простить друга, на которого он уже долгое время держит обиду.
      – Подумайте о себе, вы же не хотите, чтобы ненависть, которую вы храните в своем сердце, разрушала вас изнутри, — попытался я апеллировать к здравому смыслу. — Прощение принесет облегчение вашей душе.
      – Я могу сказать, что я прощаю, но какой в этом смысл? — парировал он. — Ведь я все равно не смогу простить в моем сердце…

      Конечно, наши чувства влияют на то, что мы говорим. Однако верно и обратное: зачастую наши слова начинают влиять на то, что мы чувствуем. Потому одно лишь произнесение слов «я прощаю» имеет глубокий смысл. Говоря «я прощаю», человек начинает ощущать прощение и в сердце.
      Моя мама считала, что умение прощать — это великое искусство жизни, она щедро делилась им с окружающими. Один из наших друзей, сказал на уроке Торы в шаббат, что лет пятнадцать назад моя мама научила его молитве, которую произносят перед сном: «И вот я прощаю каждого, кто обидел меня…»....

      Моя дочь Мирьям Броха сделала подарок всем присутствующим, вручив небольшой листок пластика, на котором написаны слова молитвы «И вот я прощаю каждого, кто обидел меня…», а также «Шма Исраэль» и благословение перед сном. Этот листок можно положить на тумбочке у кровати и читать перед сном. «Бабуля советовала мне и многим другим читать эту молитву, и сама часто произносила: «И вот я прощаю каждого, кто обидел меня" — рассказала моя дочь, которая уже сама стала мамой....

      «Тот, кто любит своего друга, всегда будет судить его снисходительно, закрывая глаза на его недостатки, — цитирует рав Элиягу Деслар «Решит Хохма» в своей книге «Михтав ми-Элиягу» (с. 86). — Тот же, кто ненавидит человека, всегда будет жестоко осуждать его, считая, что и он ненавидит его, и все отрицательное, что вообразит в сердце своем, увидит в ненавистнике своем». Так хранимые в нашем сердце чувства к человеку влияют на суждения нашего разума о нем.

      В умении прощать сокрыто великое исправление Йом Кипура. Ибо корень всех грехов — в эгоизме, зависти и ненависти к другим, в то время как корень всех заповедей, в словах Торы «возлюби ближнего как самого себя». Лишь тот, кто преодолел обиды и наполнил свое сердце любовью к людям, может милосердно прощать. И лишь тот, кто прощает других, сам удостаивается прощения."

      Удалить
    5. Оленка,спасибо за статью!
      Ой,я же про сердечко с цветочкаи не написала.
      Оленка,это ведь ты связала?Ты молодец!Очень красиво!Умничка!

      Удалить
    6. Ксеничка, спасибо!
      Про сердечко с цветочками на следующей неделе расскажу поподробнее:)

      Удалить
  2. Лена, как много ты Читаешь (завидую:-() и такими интересными историями и статьями делишься, которые иной раз заставляют очень сильно задуматься.
    И я включила тебя в список на конфетку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо огромное!

      Я буду безумна рада, если выиграю твою мишутку! Твои игрушки очень милые!

      Удалить
  3. Анонимный8.2.13

    Леночка, спасибо, мне тяжело такое читать но не могу мимо пройти, душа выворачивается, и ты сто раз права хороших, сердечных, болеющих за других больше!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, спасибо, что не прошла мимо и оставила комментарий!

      Удалить
  4. Спасибо за статью !! Я тоже верю в то что в мире больше хороших и добрых людей))

    ОтветитьУдалить
  5. Очень трогательно, и даже больно, где-то внутри...не знаю как прокоментировать...но верю, что до людей можно достучаться...правда до многих - очень дорогой ценой, только тогда понимают. Аж ком стал. Верю, что люди станут когда-нибудь хоть чуточку добрее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо за такой искренний комментарий!
      Обязательно придет такое время!

      Удалить
  6. Как много верных слов, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, мне очень приятно, что тебе статьи понравились!
      Спасибо, что не проходишь мои посты мимо!

      Удалить
  7. Как хорошо, что есть такие блоги! А точнее - такие люди! У вас тут кладезь ценнейшей информации, читать не перечитать!))) От всей души спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо огромное!
      очень рада, что статьи находят своего читателя!

      Удалить

Спасибо огромное за Ваши комментарии!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...